Одним из главных информационных сообщений последнего времени о подготовке к Олимпийским играм 2014 года, стала информация о том, что «13 ноября в сочинском офисе «ГК Олимпстрой» на совещании по вопросам, связанным со строительством совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна было принято решение о внесении изменений в проект этого объекта, основной целью которых стало сохранить уникальную рощу краснокнижного дерева самшита колхидского, оказавшуюся на пути у строителей в районе комплекса тоннелей №2. На этом участке протяженностью 1000 м в соответствии с первоначальным проектом предполагалось строительство 255-метрового моста, далее дорога должна была идти по насыпи. Но насыпь, что совершенно очевидно, уничтожила бы все, что попало бы в зону ее строительства и, как выяснилось, перекрыла бы миграционные тропы животных. Поэтому ОАО «РЖД» выступило с инициативой построить на этом участке мост и эстакаду».
Эта информация в разных вариантах с большой помпой прошла по многим СМИ и была выдана за большое экологическое достижение. При этом был подчеркнут такой нюанс, что «предложение изменить проект дороги, чтобы сохранить в этом месте краснокнижные деревья, — это инициатива ОАО «РЖД», она не была вызвана протестами экологов или возмущением жителей Сочи. По поводу угрозы, нависшей над этой конкретной рощей, никто не протестовал».
К сожалению, во всей этой информации есть много искажений и действительное положение дел является иным. Правда здесь лишь в том, что действительно принято решение о строительстве эстакады в уникальном пойменном самшитовом лесу во 2-м квартале Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка и что это лучше, чем полное уничтожение этого леса, как это планировалось изначально.
Однако выдавать это техническое решение, если оно будет реализовано, за экологическое достижение Олимпиады-2014 будет большой ложью. Самое позитивное, чем можно это назвать – это то, что данный вариант строительства совмещенной дороги является «меньшим злом». Ибо он не исключает крупномасштабного хозяйственного вторжения в Мзымтинский пойменный самшитовый лес, уничтожения огромного количества деревьев самшита и значительного количества старовозрастных деревьев первого лесного яруса, под пологом которых произрастает самшит, уничтожение протекающих через этот массив полноводных карстовых ручьев, которые в значительной степени формируют его микроклимат и гидрологический режим, фрагментации массива технологическими дорогами, которые необходимы для строительства эстакады и портала тоннеля, и других многочисленных негативных воздействий во время строительства и эксплуатации дороги.
Вследствие всего этого, Мзымтинский пойменный самшитовый лес, как самый крупный в России, а возможно и в мире, девственный природный комплекс эталонного третичнореликтового колхидского леса, произрастающего на пойменной террасе, будет уничтожен. После строительства эстакады и технологических дорог экосистема леса радикально изменится, в нём исчезнут многие виды редких и охраняемых животных. Можно предположить, что в результате значительных изменений природной среды, а также постоянного антропогенного воздействия после строительства совмещенной дороги вследствие доступности данного массива, самшитовые насаждения начнут в нем деградировать и через какой-то срок этот лес погибнет.
Еще одной ложью, является то, что строительство этой эстакады является собственной инициативой РЖД, которая якобы не была вызвана протестами «зеленых». Именно активные протесты «зеленых», которые еще в июне этого года подняли вопрос о необходимости сохранения этого массива и потом поставили борьбу за его сохранение во главе всей осуществляемой ими кампании за соблюдение экологических требований при подготовке к Олимпиаде-2014 стала причиной того, что ОАО «РЖД» не уничтожило этот массив еще летом, как это планировалось. А ключевым фактором стала обеспокоенность перспективой его уничтожения Организации ООН по окружающей среде (ЮНЕП), к которой обратились несколько экологических неправительственных организаций.
Только после этого, когда встал вопрос о том, что ЮНЕП может выступить в целом против строительства совмещенной дороги, российские власти и ОАО «РЖД» были ВЫНУЖДЕНЫ искать пути решения данной проблемы. Не было бы конфликта, привлекшего широкое внимание российской и международной общественности, этот самшитовый лес был бы уничтожен точно также как был уничтожен не менее ценный и уникальный эталонный массив лапины крылоплодной в соседних лесных кварталах Веселовского участкового лесничества. А перед этим, в начале сентября вырубку самшитника остановило только то, что Экологическая Вахта, узнав о планах вырубки, направила 17 заявлений во все возможные государственные органы о готовящемся экологическом преступлении.
Строительство эстакады также не является инициативной ОАО «РЖД». Это предложение впервые была озвучено 11 октября 2009г., когда Мзымтинский пойменный самшитовый лес посетили вместе с руководством ДКРС-Сочи ОАО «РЖД» представители WWF России и Экологической Вахты по Северному Кавказу. И прозвучало оно из уст представителей Экологической Вахты, как один из возможных вариантов минимизации воздействия, которые стоит рассмотреть. На следующий день 12 октября произошел конфликт между и Экологической Вахтой, когда сотрудники ОАО «РЖД» натравили на активистов Экологической Вахты, а также эксперта WWF и немецкую журналистку пограничников. После этого компания исключила Экологическую Вахту из переговорного процесса по поводу судьбы самшитового массива. И переговоры вели представители WWF России и Гринпис России, а также привлеченные эксперты – доктора биологических наук Валерий Акатов и Борис Туниев.
Общая позиция экологических организаций и экспертов состояла в том, что для спасения уникального самшитового леса, трасса дороги должна его обойти для чего ее нужно было сдвинуть в сторону всего на сотню метров. Однако, в ходе переговоров экологов с проектировщиками дороги и обсуждения возможных технических решений и путей минимизации ущерба, выяснилось, что, по мнению ОАО «РЖД», уже нет возможности обхода самшитового леса, на чем наставали «зеленые».
Проектировщики пояснили, что, если бы вопрос о необходимости обхода самшитового массива был поставлен перед ними раньше, когда еще не началось строительство 1-го и 3-го тоннелей, то все можно было изменить, а сейчас уже поздно. Они сказали, что можно было сохранить в значительной степени и массив лапины крылоплодной, пустив трассу дороги в районе ее произрастания по эстакаде.
Эти факты еще раз свидетельствуют о вопиющей антиэкологичности проекта совмещенной дороги Адлер-Красная Поляна. Заранее зная, что при ее строительстве будут уничтожены десятки тысяч краснокнижных деревьев, в ОАО «РЖД» даже не попытались тогда найти какое-либо решение для их сохранения. Задуматься об этом железнодорожникам пришлось только после того, как запахло международным скандалом.
В целом, планируемый вариант строительства дороги через Мзымтинский пойменный самшитовый лес, несмотря на поиск более щадящего для его экосистемы технического решения, все равно остается вне закона и является экологическим преступлением. Предполагаемое уничтожение краснокнижных растений и их местообитаний прямо запрещено Федеральным законом «Об охране окружающей среды». И преподносить планируемое экологическое преступление как «экологическое достижение» более чем нелепо. Опасность подобного метода «решения» проблемы кроется также в том, что этим фактом будет создан прецедент для повторения подобных незаконных действий, маскируемых под «природоохранные мероприятия», при реализации других экологически опасных проектов на территории России.