В рекламной кампании строящегося в Красной Поляне близ Сочи жилого комплекса «Горки-Город», где во время зимней Олимпиады 2014 года будут жить журналисты, критики обнаружили нацистскую эстетику. Ранее России на международном уровне выдвигались только претензии, связанные с негативным воздействием олимпийского строительства на экологию региона. Как пишет британская газета The Guardian, на этот раз наблюдателей смутили фигуры синеглазых светловолосых спортсменов, напоминающих изображения истинных арийцев, распространенные в пропагандистском искусстве Третьего рейха. Тенденция была названа неогитлеризмом, а образы «фашистскими», отмечает InoPressa.
Кроме того, в изображениях увидели намек на образы из фильмов Лени Рифеншталь, создавшей знаменитый фильм «Триумф воли» о митинге нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году и снимавшей Олимпийские игры в Берлине в 1936 году.
Как сказала газете историк искусства Екатерина Деготь, несомненно, представители петербургской дизайнерской фирмы Doping-Pong, разработавшей рекламную концепцию, вдохновлялись нацистским искусством. The Guardian отмечает, что эта компания использует свастику в качестве одного из своих сетевых баннеров.
Как считает Екатерина Деготь, работа с нацистской эстетикой сама по себе не зазорна, однако в данном случае речь идет о «коммерческом проекте, открыто эксплуатирующем потенциальную притягательность, которую нувориши находят в нацистской стилистике».
Дизайнер Doping Pong: свастику мы используем как победители
В арт-проекте Doping Pong работают три человека — Дима Мишенин, его жена Анна (Маугли) и художник Лова. Компания, созданная в 1997 году, принимает участие в выставках, в основном создавая объекты в жанре digital art.
Как несколько лет назад признался Дима Мишенин, Doping Pong делает коммерческое искусство, и созданные ею образы встречаются со зрителем повсюду: картины дизайнеров висят в музейных залах, рекламные плакаты расклеены по улицам городов. «Любой массовый глянцевый журнал, публикуя Doping-Pong, автоматически становится коллекционным альбомом по современному искусству», — с гордостью заметил дизайнер.
Подозрения в использовании компанией нацистской тематики не беспочвенны — недавним проектом фирмы стала серия эротических фотографий двух молодых женщин, одна из которых обозначена как «фа», а другая — как «антифа». Женщины дерутся на ринге, срывая друг с друга одежду. В итоге «фа» побеждает и заворачивается в нацистский флаг.
Дима Мишенин заявил изданию, что не симпатизирует ультраправым, однако дал понять, что нельзя игнорировать тот факт, что олимпийская эстетика начинается в Берлине 1936 года, и создала ее Лени Рифеншталь в своем фильме «Олимпия».
По поводу использования нацистских арт-образов в других работах своей студии Мишенин сказал, что когда он использует символ культуры нацистской Германии, например свастику, он, естественно, делает это «как представитель страны-победительницы».
Из-за отсутствия «носа картошкой» и подозрения в дискредитации проекта вспыхнули споры
Тем не менее, не все коллеги Мишенина и искусствоведы согласны с предъявленной критикой. Так, неназванный веб-дизайнер, комментируя нападки, отметил, что, если у сноубордиста нос не картошкой, «это еще не означает, что он не может быть русским».
Официальные лица тоже разошлись в оценке скандала. Советник президента Медведева по правам человека Михаил Федотов считает тревожным фактом, что к проекту привлекли компанию, которая в творчестве использует «игры с нацистскими символами».
Креативный директор проекта «Горки-Город» Дмитрий Лещинский, в свою очередь, считает, что задачей критиков является любыми способами дискредитировать проект. По мнению Лещинского, «настоящим фашизмом» можно считать не использование нацистской эстетики, а обливание грязью рекламы, которая «выделяется среди серой массы».
Напомним, в марте 2010 года на международном уровне разразился другой скандал, связанный с Сочи-2014. Эксперты ООН опубликовали доклад, в котором раскритиковали олимпийскую стройку. Представители международной организации обвинили чиновников в намеренном игнорировании мер по снижению негативного влияния подготовки к Олимпиаде на экологию.
Доклад был подготовлен по итогам проверки, проведенной экспертами миссии ЮНЕП (программы по охране окружающей среды ООН). В итоге федеральные и местные власти вынуждены были оправдываться перед международными наблюдателями.