Организаторы Олимпиады-2014 на наиболее ценном участке Имеретинской низменности хотят построить грузовой порт
Несколько дней назад Администрация Краснодарского края объявила о том, что в Сочи в рамках подготовки города к Олимпиаде-2014 будет построен грузовой порт в Имеретинской низменности. Предназначение порта — прием стройматериалов, необходимых для обеспечения строительства олимпийских объектов.
Эта информация, обнародованная вскоре после принятия решения
Международного Олимпийского Комитета (МОК) о выборе Сочи в
качестве места проведения Олимпийских игр 2014 года, еще раз
демонстрирует агрессивную антиэкологичность планов по проведению
этих игр. Грузовой порт планируется построить на наиболее ценной в
природном отношении части Имеретинской низменности ? в районе
устья реки Псоу, где находятся самые крупные сохранившиеся участки
приморской литорали и водно-болотных угодий.
Именно здесь должно находится ядро природного заказника, который
власти Сочи были согласны создать в качестве компенсации за те
утраты, которые понесет природа Имеретинской низменности в
результате строительства олимпийского парка.
Имеретинская низменность является чрезвычайно ценной природной
территорией. Это единственное место в России, где сохранились
водно-болотные угодья колхидского типа. Здесь находятся
местообитания многих редких и даже редчайших (таких как папоротник
осмунда королевская (Osmunda regalis) видов растений и животных.
Низменность играет чрезвычайно важную роль для охраны птиц, в
связи с чем она имеет статус ключевой орнитологической территории
международного значения.
Планы строительства здесь различных олимпийских сооружений и
сопутствующей инфраструктуры поставили уникальные природные
комплексы на грань уничтожения. В этой связи, осенью прошлого года
Экологическая Вахта по Северному Кавказу и Сочинское отделение
Русского географического общества направили в МОК, а также
Президенту и Председателю Правительства России обращение, в
котором обратили их внимание на те угрозы, которые несет природе
Имеретинской низменности строительство на них олимпийских
объектов. В ответе на данное обращение, который был получен
Экологической Вахтой и Сочинским отделением РГО в конце декабря
2006 года, власти Краснодарского края в лице Департамента по
чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю
Краснодарского края сообщили, что «в целях компенсации влияния на
окружающую среду предстоящим размещением Олимпийских объектов
департаментом в адрес администрации г.Сочи направлено письмо с
предложением организации орнитологического заказника на территории
Имеретинской низменности в местах временного скопления птиц».
И действительно, после этого с Администрацией г.Сочи начался
конструктивный диалог по поводу создания заказника. Это было очень
важным прецедентом реального поиска путей разрешения противоречий
между олимпийским развитием и охраной природы.
Однако, как показывают дальнейшие события, сохранение уникальных
природных комплексов Имеретинской низменности для организаторов
Сочинской Олимпиады в действительности мало что значит. В случае
реализации там всех строительных олимпийских и околоолимпийских
планов, возможности для создания природного заказника просто не
nqr`merq, так как вся территория низменности будет освоена.
О том, что существуют планы строительства в Имеретинской
низменности грузового порта. Экологической Вахте по Северо-
Западному Кавказу стало известно весной 2007 года, а в начале лета
в ее распоряжение попала карта, на которой было показано
размещение этого порта. В связи с этим, в Дирекцию Федеральной
целевой программы «Развитие г.Сочи» было направлено официальное
письмо, в котором Дирекции был задан вопрос: «действительно ли
рассматривается возможность создания в районе устья реки Псоу
грузового порта (портопункта), и как в этом случае Дирекция ФЦП
«Развитие г.Сочи» предполагает обеспечить сохранение ценных
природных комплексов Имеретинской низменности?».
В лаконичном ответе, полученном на это письмо в конце июня, было
сказано, что «Федеральной целевой программой «Развитие г.Сочи как
горноклиматического курорта (2006-2014 годы)», утвержденной
Постановлением Правительства РФ от 08.06.2006г. ?357, создание
такого объекта не предусмотрено». Т.е. выходит, что никакого порта
не намечается, как будто «зеленым» это померещилось. Хотя,
конечно, Дирекция прекрасно знала о портовых планах, ибо именно по
ее заказу велись предпроектные проработки относительно возможности
строительства порта.
Видимо, в преддверии принятия решения о месте проведения
Олимпийских игр, было решено лишний раз не давать оснований для
общественного возмущения по поводу антиэкологичности их проведения
в Сочи. В то же время ответ был составлен по-бюрократически хитро,
чтобы можно было сказать потом, что «мы де говорили исключительно
об утвержденной ФЦП».
После того, как выбор места проведения Олимпиады-2014 был
сделан, очевидно, хранить тайну о планах строительства порта стало
уже не нужно. После чего и последовало официальное заявление о
том, что в Имеретинской низменности будет строиться грузовой порт.
Все это лишний раз показывает фарисейскую сущность
многочисленных заявлений о том, что в результате проведения в Сочи
Олимпийских игр «экология не пострадает», и вынуждает «зеленое»
движение России и всего мира еще активнее подниматься на борьбу
против проведения Олимпиады-2014 на уникальных природных
территориях Западного Кавказа.
Андрей РУДОМАХА
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)